Повышенная чувствительность зубов, симптомы и лечение

Повышенная чувствительность зубов или гиперестезия – это острые болезненные и неприятные ощущения, возникающие при контакте зубной ткани с различного рода раздражителями (химическими, температурными, механическими). Она может быть первичным симптомом какого-либо заболевания зубов. По статистике, женщины чаще сталкиваются с этой проблемой. Различают ограниченную и генерализованную гиперестезию. При ограниченной в процесс вовлечён один или несколько зубов, при генерализованной – много зубов или все зубы.

Клиническая картина

Гиперестезия дает о себе знать при чистке зубов, приёме пищи. Возникает резкая боль при приёме горячей или холодной, кислой или сладкой, солёной еды. Также жевание жесткой и твёрдой пищи может провоцировать болевые ощущения.
Зубы могут болеть при резком похолодании на улице.

Причины гиперестезии (повышенная чувствительность зубов)

Выделяют следующие причины:

• поврежденная зубная эмаль;
  • патологическая стираемость тканей зуба;
  • кариозное поражение зуба;
  • обнажение корней и шеек зубов;
  • уменьшение из эмали зубов и костной ткани минералов и солей;
  • неправильная гигиена полости рта, жёсткая зубная щётка;
  • отбеливание зубов «по советам из интернета»;
  • нарушение гормонального фона;
  • проблемы с желудочно-кишечным трактом;
  • токсикоз во время беременности.

Диагностика гиперестезии

Если зубы реагируют на один фактор (механический, температурный или химический), то повышение чувствительности не столь значительная проблема. Если реакция идёт на несколько факторов, то проблема более серьёзная. Это может свидетельствовать о развитии какого-либо воспалительного или инфекционного заболевания. На основании этого есть классификация по степени тяжести гиперестезии. При первой степени зуб реагирует на температурный фактор, при второй – на температурный и химический факторы, при третьей – на все виды факторов. Это может свидетельствовать о развитии какого-либо воспалительного или инфекционного заболевания. Гиперестезия сильно ухудшает качество жизни человека. Иногда она возникает после профессиональной гигиены полости рта или других стоматологических манипуляций. В этом нет ничего страшного, это нормальная реакция костной ткани на эти процедуры. Повышенная чувствительность может наблюдаться при разрушении зубов и дёсен, пародонтите и пародонтозе. Очень важно провести дифференциальную диагностику с другими стоматологическими заболеваниями. Если необходимо, делают рентгенографию зубов.

Что делать при повышенной чувствительности зубов

Лечение повышенной чувствительности зубов комплексное, в зависимости от причины:

• если дело в жесткой чистке зубов, зубной щетке и пасте, то стоматолог расскажет как правильно чистить зубы, подберет нужную щетку (с мягкой щетинкой) и пасту (фторсодержащую);
  • если дело в кариесе, то проблема решается пломбированием зубов;
  • проблему с эмалью можно решить реставрацией зуба после ортодонтического лечения;
  • проблему с обнажением корней и шеек зубов можно решить лечением периодонтита;
  • прием кальция, фосфора и витаминов;
  • если причина не в зубах, то стоматолог направит к нужному врачу-специалисту.

Диета при повышенной чувствительности зубов

Естественно, нужно соблюдать диету для успешного лечения. Нужно исключить очень горячую и холодную пищу, сладкую, кислую и солёную. Нужно избегать резких переходов от холодных к горячим блюдам и наоборот. Это может стать причиной разрушения зуба. Не рекомендуется употреблять чай, кофе, алкогольные напитки. Под запретом курение. Рекомендуется использовать ополаскиватель, который содержит фтор. Нужно употреблять продукты, содержащие побольше витамина С.